Социально-психологическая служба

Школьная служба медиации

04.10.2018


Школьная служба медиации

Медиативные технологии

      Здесь вы можете познакомиться с технологиями и техниками конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, с которыми вы иногда сталкиваетесь в повседневной жизни. Конфликт является нормальным общественным явлением и известен человечеству с древнейших времен. С тех пор как большинство общественных отношений перенесено в рамки правового поля, разрешение споров осуществляется цивилизованными законными средствами.

    Медиация (лат. mediare - посредничать) - способ урегулирования споров при содействии независимого третьего лица (посредника, медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

   Медиатор – не просто стороннее лицо, помогающее разрешить конфликт, это человек, который сочетает в себе множество человеческих и профессиональных качеств, навыков и компетенций и  владеет различными методиками достижения соглашения в споре. При этом медиатор не является арбитром, он не вправе предлагать сторонам конкретные решения проблемы, он лишь создает для этого необходимые предпосылки: выясняет действительные интересы сторон и их претензии друг к другу, помогает наладить диалог, прийти к сотрудничеству и выработать решение, которое будет устраивать каждую из сторон.

  Однако предпосылки такого решения спора должны быть сформированы и у сторон. Они выражаются в их добровольном осознанном согласии на участие в процедуре медиации, готовности следовать тому решению, к которому они придут посредством данной процедуры. То есть еще до того как приступить к разрешению спора, стороны должны понимать, что они сами заинтересованы в участии в процедуре медиации и им необходимо будет начать путь навстречу друг другу, поскольку иначе все усилия медиатора пройдут впустую.

Стили общения в конфликтной ситуации

Соперничество

Соперничество отражает желание удовлетворить собственные потребности за счёт других. Наиболее напористые, агрессивно настроенные люди выбирают данный способ (стиль) разрешения конфликта. При всем при этом, они способны воспользоваться любыми способами для достижения цели: своей властью, авторитетом, опытом, связями и т.д.

Уход от конфликтной ситуации.

Люди, предпочитающие данный стиль поведения, стараются не акцентировать внимание на конфликте, им по сути дела безразличны как их собственные, так и ваши потребности. Данный стиль характеризуется не желанием сотрудничать. Он может быть эффективным лишь в том случае, если его использовать как промежуточную (краткосрочную) стратегию до тех пор, пока ситуация не прояснится и не улягутся все эмоции.

Уступки.

Уступки означают, что вы ставите потребности противоположной стороны выше ваших собственных. Идти на уступки следует лишь тогда, когда одна из конфликтующих сторон не столь заинтересована в том, чтобы полностью отстоять свои собственные интересы (а возможно, она посчитает, что интересы другой стороны важнее). Данный стиль поведения наиболее эффективен, когда необходимо сохранить гармонию и предотвратить раскол в отношениях.

Сотрудничество.

Люди, которые выбирают данный стиль, стремятся удовлетворить и свои потребности, и потребности другой стороны. Сотрудничество требует куда больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило люди, отдающие предпочтения данному стилю изначально больше стремятся к разрешению конфликта. Если конфликт распознан и понят, если стороны готовы к тому, чтобы разрешить его так, чтобы обе стороны выиграли, то такой конфликт ведёт к обновлению отношений и улучшает взаимодействие.

Компромисс.

Компромисс – это нечто среднее между всеми известными стилями поведения. Компромисс, так или иначе, приведёт к частичному удовлетворению потребностей /опасений/ задач обоих сторон. Компромисс приемлем, когда цели обоих сторон важны, но не на все 100%, и когда они не стоят больших усилий и времени, которые так необходимы при сотрудничестве.

 Медиативные техники

     Применение данных техник позволяет прийти к сотрудничеству, тем самым прийти к конструктивному разрешению конфликта

 

«Петля понимания» - уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали, используйте слова-синонимы.

Пример

- Как мне надоели эти уроки!!! Не хочу больше их делать!!!

- Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть.

 

«Активное слушание» - способ ведения беседы, при котором слушающий показывает, что он слышит, понимая чувства собеседника.

Пример: жестикулирует, смотрит в глаза, кивает головой, поддакивает.

 

«Я - сообщение» - проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня».Хочу такой сайт

Пример: Меня очень огорчает; я расстроен.

 

«Рефрейминг» - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

Пример: Посмотреть на происходящее с другой стороны.

 

 «Резюмирование» - обобщение сказанного, выделение главного в сказанном.

Пример

- Как мне все надоело! Меня никто не любит, я никому не нужен! Вчера посуду не помыл, в комнате забыл убраться, с мамой поссорился, она у меня телефон забрала и сказала, что не отдаст больше. Меня никто не понимает! Я устал! У меня ничего не получается!

- Ты просто поругался с мамой и из-за этого у тебя плохое настроение. Попробуй просто помириться.

 

«Парафраз» или отражение – повторение сказанного собеседником своими словами

Пример

- Я ничего не успеваю!

- Тебе не хватает времени.

 

«Открытые вопросы» - использование вопросов, предполагающих свободный ответ

Пример

- Объясни мне, пожалуйста, за что ты получил двойку по физике?

- Что ты собираешься делать, чтобы исправить своё положение?

 

Школьная служба медиации

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Школьная служба медиации это:

  • Разрешение конфликтов силами самой школы.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика школьной дезадаптации.
  • Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или находитесь в конфликте, у вас что-то произошло, вас оскорбили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе или другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации.

Если вы решили обратиться в службу, то вы можете подойти к руководителю службы Герасимовой Е. С. в каб. №5 и изложить суть проблемы.

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  • На встрече нужно воздержаться от ругательств и оскорблений.
  • Вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».